Фестиваль Komēta: для души и тела
Пусть даже многие фестивали проходят в лесу, на природе, редкому из них удается так органично вписаться в окружающую среду, как это сделала Komēta. В позапрошлый уикэнд в средневековой Даугавгривской крепости в устье Даугавы второй раз подряд можно было соединиться с космосом, не отрываясь от поверхности Земли – на космическом культурном фестивале Komēta.
Уже после объявления программы и философии фестиваля, настрой был на хиппи-движение. Во-первых, вместо обычных сцен в крепости устроили несколько вилледжей (поселков). Во-вторых, предпочтение было отдано не танцевальной электронной, а экспериментальной музыке с сильным влиянием этнических мотивов. В-третьих, организаторы заявили, что они против пластика, читай: загрязнения окружающей среды, хотя пиво подавали в стаканах из твердого пластика (но надо заметить, что вокруг они не валялись). К тому же в зоне общепита стоял большой буфет, полный винтажной посуды, которую можно было использовать, но затем обязательно вымыть и вернуть на место – чем не хиппи-поселение?
Уже при входе на территорию крепости постоянно встречались колоритные персонажи, основательно подготовившиеся к настроению фестиваля: парни и девушки, ни дать ни взять перенесшиеся в Ригу с Вудстока сквозь десятки лет. Они по большей части были молчаливы, поэтому определить, местные или нет, было сложно. А вообще иностранная речь на Komēta звучала отовсюду.
Идея вилледжей, расположившихся на пятиконечном острове-крепости, вообще лучшее, что можно было придумать для такой локации. Апогеем идеи стал поселок Nomade. Это творческие странники из Чили, которые, как кочевники, приехали в Ригу, чтобы почиллить и поделиться этно-электроникой из Латинской Америки. Музыка там звучала репетативная и гипнотическая, чтобы войти в транс и подключиться к космосу.
В прошлом году ярким впечатлением для меня стало путшествие по несанкционированной тропе – по одной из стен крепости. Точнее, там даже не было тропы: вместе с друзьями мы пробирались через плотную заросль, чувствуя себя некими первопроходцами – единение с природой, не иначе. На этот раз тянуло не наверх, а вниз. Часть внутренних помещений крепостных стен была открыта для посещения, и одно из них представляло собой череду узких, темных, сырых и холодных тоннелей, местами озаряемых проекциями фотографий, рассказывающих историю крепости. Ее, кстати, основали в 1205 году. Вековые стены.
Середина крепости. Сказочный лес, световые проекции на деревьях и листьях напоминают грибные или кислотные галлюцинации. Цирковая арена в виде фасеточной сферы. Зрелища! На фестиваль приехал интернациональный состав цирковых артистов, чтобы создать общее шоу. Артисты были разного уровня, так что и выступления – неоднородным, но многие из номеров вызывали бурные овации аудитории. Ярчайшим стал акробатический финал в стиле вог: два атлета на высоких каблуках и в трико и чулках показали мастерский номер.
«Но это еще не все! – возвестили артисты по окончании программы. – Вас ждет продолжение». И это было впечатляющее продолжение. В одном из огромных тоннелей крепости, напоминавшем скорее большую, крытую площадь, два участника цирковой деревни Aime Moralez Zuvia из Венесуэлы с коллегами устроили психоделический перфоманс на тему употребления мяса. Были: мясник, обнаженная девушка в роли туши, тела по углам, ведро крови, спаситель мясника и зловещая атмосфера. В конце зрителей ждал живой стоп-кадр под мрачный, низкий звуковой тон. Все возвещало: не ешь мяса!
Где зрелища, там есть место и хлебу. Перформанс в тоннеле отвечал гастро-настроению фестиваля: без мяса и ГМО-продуктов. Это было нереально вкусно.
Komēta – пища для души и тела. И больше не про музыку, а про единение с окружающим миром. Обязательно для посещения.
Богдан Таран.
Фото: Michael Spun.