Никола Негород: «Не надо бояться больших планов: раньше начнёшь – больше сбудется!»

Nikola Negorod

Завтра, 25 октября, рижский музыкант и продюсер Никола Негород сыграет электронный лайв на мероприятии Amber Muse’s Fakultät в клубе Autentika. С начала этого десятилетия он сочиняет музыку, используя модульный синтезатор. Его записи выходили на лейблах Platz für Tanz и Datenbits.

Накануне предстоящего выступления музыканта, Богдан Таран задал ему несколько вопросов.

– Расскажи, пожалуйста, для читателей, которые не знакомы с синтезаторами, в чем отличие обычных синтезаторов от модульных?

– Тема конечно не на пару слов… В модульном синтезаторе ты собираешь модули, соединяешь их проводами между собой и только тогда появляется звук, тогда как на обычном достаточно просто нажать на клавишу. В случае с модулями ты строишь саму архитектуру, создаешь цепи. Возможность моделировать звук, менять его в процессе несёт в себе огромное наслаждение, вот и всё. Наверняка для кого-то это и поиск индивидуального звучания. В то же время, после того, как вытащил провода, нет возможности сохранить звучание. Но каждый раз начинать с чистого листа позволяет тебе оставаться в потоке новых музыкальных открытий.

– Могут ли начинающие продюсеры, у которых нет музыкального образования, тоже использовать модульный синтезатор для сочинения своих треков?

– Если честно, я бы даже рекомендовал начинать с модульного синтезатора. Лучше сразу понять, как устроен синтез звука – потом легче будет складывать свои звуки в композицию. А с уже приобретённым продюсерским опытом процесс модулирования может показаться очень трудоёмким. Этот процесс и является частью музыкального образования.

– Как устроен твой творческий процесс: как ты работаешь над своей музыкой, и какие инструменты/аппараты используешь в работе?

– Последние пару лет мой творческий процесс налаживается по необходимости, перед новыми выступлениями. Это всегда приятные моменты, в которых рождаются новые этюды, происходит дошлифовка старых, с учётом того, как они до этого прозвучали со сцены. Не редко всё начинается с генерации какого-то интересного мне звука, которые я записываю один за другим. Но чаще при помощи синтезатора я озвучиваю мелодию из головы, в большинстве случаев это бас. По его звучанию вместе с «бочкой» я выстраиваю гармонию, используя другие звуки. Меня захватывает мелодическая составляющая: максимально приятно для меня раскрыться она может только в джазе, да и ритм тоже. Если подмешивать фьюжн к примитивному ритму танцевальной музыки, можно оживить эту, как говорит один мой друг, «мёртвую музыку». Мой сетап – это музыкальный компьютерный редактор, куда я сохраняю мелодии по трекам в виде миди. Их я озвучиваю модульным синтезатором с использованием нескольких, как модульных, так и внешних эффектов, микшируя всё в аналоговом пульте.

Фото: Петерис Виксна.

– Когда ты выступаешь с лайвом, твой сетап отличается от студийного?

– Нет, не отличается. Единственное, что я не беру с собой, это большая клавиатура. Получается, что я приношу всю свою студию с собой, ха-ха-ха! Наверное, так не должно быть. Хотя, кто знает, как должно…

– Я знаю, что ты пишешь не только электронику соло, но и участвуешь в смарт-рок-группе Upsent. Какова твоя роль в проекте?

– В группе я отвечал за бэктрек. Это электронная мелодическая и часто ритмическая составляющие. Участие в группе сильно отличается от соло-проектов – здесь каждый зависит друг от друга: как на сцене, так и на репетициях нужно вливаться в один поток. Умение быстро принять решение, быстро исправить ошибку или сгенерировать идею, учитывая мнение и время всех остальных – это незабываемый и необходимый опыт для меня как продюсера… Кажется, больше года я не являюсь участником этой группы. Мы дружим, жжём костры, и наши дети играют в догонялки вместе.

– Как правило, электронные музыканты, которые пишут свои треки, еще играют диджейские сеты. Почему ты не выступаешь с сетами?

– Я даже не знаю, как это происходит сейчас. Ну, представляю, конечно, ха-ха. Будучи старшеклассником, году, кажется, в 1996-м, я вёл дискотеки в школах и в клубе натуралистов и скаутов в нашем дворе. Тогда это были два кассетных магнитофона, а микшер я сделал из пластмассовой коробки от конфет: взял ручку громкости из какого-то радиоаппарата и с помощью кого-то из взрослых припаял к нему входы для проводов. Играли мы вдвоем с Гариком, иногда с нами был Коля Кряк, он разбавлял, особенно в школах, наш музыкальный вкус. В той среде мало кто понимал «Block Rockin’ Beats», «Firestarter» и куски, записанные из передачи «Casablanca 2000» на Radio Rīga. Это была эра аудиокассет с зажёванной плёнкой и двух кассетных магнитофонов. Примерно в то же время друг принёс ко мне свою бас-гитару и я понял, что могу поймать мелодию и подыграть музыке. Так я стал отходить от выступлений с сетами.

– Несколько лет назад на Platz Für Tanz вместе с Esoniq ты записал три EP. Что у тебя еще издавалось с тех пор и что в планах?

– Пару раз я издался на лейбле Datendbits. Затем настал период освоения модульного синтезатора и оптимизации сетапа. А теперь пришло время записать альбом… Планы? Ха-ха-ха… Регулярно издаваться на виниле; часто играть на больших фестивалях, разных площадках; параллельно вести более коммерческий проект с участием вокалистки и вокалиста, что позволит мне полностью переключиться на свои хобби. И не надо бояться больших планов: раньше начнёшь – больше сбудется!

– До встречи в пятницу.